В последнее время можно наблюдать настоящий генеалогический бум. По всей стране открываются фирмы, предлагающие по сходной цене узнать о предках, выяснить происхождение фамилии, а может быть даже выявить родственную связь с венценосными особами прошлого. О корнях этого явления сегодня наш разговор с кандидатом социологических наук Тимуром Мухтаровым. Он работает в институте истории языка и литературы УНЦ РАН и занимается составлением шежере.
- Интерес к прошлому понятен и очевиден. Тяга к знанию своих корней существует у людей издревле, - утверждает Тимур Мухтаров. – Вспомните библейских пророков, обо всех их предках есть данные, кто чей сын. Для мусульман важно знать потомков пророка Мухаммеда. Вообще вы не найдете ни одного народа, который равнодушно относился бы к своему прошлому. Другой момент, что в определенные периоды истории это прошлое было опасно для человека, и он его менял. Например, после революции на территории республики многие брали другие имена и фамилии. Так, есть известная фамилия «Хисамов», но имени «Хисам» - нет. Что это значит? Как могла появиться такая фамилия? Скорее всего, фамилия была Хисаметдинов, от имени Хисаметдин, что означает «меч веры». Но с такой фамилией в годы репрессий жить было опасно, вот ее и сократили. Тоже самое с фамилией «Галлямов», которая могла произойти от имени Муллагалям. Еще одна причина того, что люди отказывались от продолжения изучения своих шежере – это ассимиляция. Понимать это слово в данном случае стоит как забвение. В определенный момент всем людям предложили стать частью государственной машины, винтиками без прошлого, и многие согласились. Не скажу, что сейчас все поголовно интересуются прошлым, до сих пор есть категория людей, которые не знают даже имен своих бабушек и дедушек, более того, даже знать не хотят.
- Может быть просто кому-то это не нужно, ведь не все же народы ведут шежере…
- Составляют шежере казахи, киргизы и другие тюркские народы. Есть интересный факт, как мода на шежере не прижилась. Это было в Турции. Тамошняя элита несколько лет назад массово стала восстанавливать свои генеалогические древа, и выяснилось, что все эти люди по национальности происхождению курды, греки, лазы, но никак не турки. Этот факт вызвал самый настоящий политический скандал…
- До какого периода сейчас можно восстановить родословную?
-Если говорить про нашу республику, то реально получить данные примерно до XVIII века. Но есть свои тонкости. Например, по русским можно найти документы и XVII века, а башкир впервые переписали только в 1795 году. Дело в том, что к переписчикам раньше на наших территориях относились подозрительно. Была даже примета: если в деревне появился переписчик, то скоро стоит ждать увеличения податей, а налоги тогда местное население воспринимало как дополнительную дань и платить, естественно, не хотело. Именно поэтому составить перепись («ревизию») башкирского населения стало возможно только после подавления восстания Салавата Юлаева. С русским населением было проще, потому что они не сопротивлялись царской администрации и предоставляли о себе все данные. Но ранние документы хранятся в Москве, в Центральном государственном архиве древних актов. Мы при составлении шежере используем данные начиная с 1795 года, тогда на территории нашего края была проведена первая более ли менее подробная ревизия. Конечно, многие граждане желают узнать о своем прошлом как можно больше, тогда мы рекомендуем им ехать в московские архивы, но поездка скорее всего не оправдает себя, ведь данные хоть теоретически и есть, но уж очень они обрывочные.
- Если первая перепись была в 1795 году, то как веками сохранялась традиция башкирских шежере?
- Они передавались из уст в уста,и люди относились к шежере очень серьезно. Напомню, что по договору с Россией башкиры получили право вотчинного владения земли, и доказывали они это право именно через свое генеалогическое древо. В XIX веке шежере зафиксировали на свитках. В 60-е годы ХХ века их систематизировал профессор Кузеев. Изданная им книга стала сенсацией в научном мире, ведь в шежере была изложена альтернативная точка зрения на историю России. Ученые смогли узнать, как жили башкирские племена раньше, как перенесли ногайское владычество, как заключался договор о присоединении башкир к России, как проходили башкирские восстания. Собранные профессором Кузеевым шежере позволили узнать о прошлом многих племен, например в одной родословной утверждается, что башкирский род Тамьян ведет свою историю от тюркского князя по имени Тамьян-бей и он был вассалом Чингиз-хана. Но в руки Кузеева, к сожалению, попали не все свитки, уверен, что большая часть данных потеряна.
- А при нынешних составлениях шежере выясняются ли какие-нибудь исторические факты?
- Конечно, находится очень много интересного. Например, однажды к нам обратилась семья из Давлеканово, и мы выяснили, что их предком был Давлекан – основатель этого населенного пункта. Много находим данных о погибших в Отечественной войне 1812 года. Но большая часть информации касается повседневной жизни людей. Например, часто замечаем, что женщины в возрасте выходили замуж за мужчин много младше себя. Это примеры левирата, характерного для башкир, когда после смерти мужа, вдова выходила за его младшего брата. Часто встречались долгожители, мужчины, которые в 65-70 лет (солидный для тех времен возраст) становились отцами. В традиции было многоженство.
- Наверное после революции оно сразу прекратилось.
- Не сразу. Несмотря на принятые советской властью законы, в документах 20-х и 30-х годов можно найти и многоженцев и мулл. Только после Великой Отечественной войны Башкирия постепенно стала такой, какую мы ее видим сейчас.
- В сводных данных, полученных по результатам исследований ревизских сказок, фигурируют только мужчины. А как же с женщинами?
- Женский пол при составлении сводных таблиц действительно не фигурировал, но женщин переписывали в обязательном порядке. Ревизии оформлялись так: слева записывали мужчин, а справа – женщин с указанием их статуса: дочь, жена и мать.
- В ходе составления шежере находятся потомки мурз, купцов, богатых мулл. Между тем, недавно один из потомков Рюриковичей заявил свои права на комплекс зданий Московского Кремля. Как вы думаете, могут ли претендовать на утраченное имущество потомки богатеев прошлого?
- Нет. Пока что составленное генеалогическое древо – это только фамильная ценность. В России и странах СНГ нет закона о реституции – возвращения потомкам имущества, отчужденного в результате национализации. Это положение в нашем праве закреплено в ельцинский период. На мой взгляд это было сделано даже не для того, чтобы собственность не возвращать старым хозяевам, а чтобы поделить ее между новыми. Между тем в ряде стран Восточной Европы (Литва, Латвия, Эстония, Чехия, Польша, Болгария, Венгрия) были приняты законы, по которым возвращается имущество, национализированное в 1930-1940-е годы. Но хочу отметить, что вопросами реституции люди, обращающиеся к нам, не озабочены. В нашей истории было много разного, но сейчас общество пришло к главному: память о предках колоссально важна, но первоочередным стала личность человека, его моральные качества, но никак не голубая кровь.
Маргарита ТИЛОВА.

Кстати
Первая ревизия в стране была проведена в 1719 году. Более ли менее подробные данные по домохозяйствам нашего края были получены в 1795 году. Далее ревизии проводились в 1811, 1816, 1834, 1850 год и в 1859 году. Потом уже были переписи, но там указывалось просто количество населения, без имен, фамилий, родственных связей. В следующий раз всех граждан подробно переписали в 1917 году во время Всероссийской сельскохозяйственной переписи.