Сюрпризы из прошлого
(статья в газете Аргументы и Факты Башкортостан, № 32 (659) от 8 августа 2007 г.)

         Сколько поколений своих предков помнит каждый из нас? Максимум три-четыре, остальные чаще всего скрыты в глубине веков.


         А ведь у каждого хоть однажды появлялось желание узнать побольше о своих предках времен Петра I или Отечественной войны 1812 года. Возможно, они были столбовыми дворянами, муллами или купцами-миллионерами? А может, получили из рук «белого царя» грамоты на владение башкирскими землями?


         В последние годы это стало возможным, более того, знание своей родословной постепенно входит в моду. С 2005 года родословные, или шэжэрэ, как их всегда называли в Башкирии, можно заказать в уфимском Институте истории, языка и литературы УНЦ РАН.


         Как рассказывает директор Института Фирдаус Хисаметдинова, большинство заказчиков — это представители интеллигенции: врачи, учителя и ученые. Бизнесменов приходит поменьше, но и заказы у них бывают солиднее. Например, просят сделать сразу четыре родословные, чтобы проследить предков своих дедушек и бабушек по отцовской и материнской линии.


         — Обычно делаем родословную на семь поколений. Историю рода можно проследить в рукописных фондах и архивах, а если предки были башкирами, которые издавна жили на территории республики, мы можем найти шэжэрэ рода, в который они входили. Около 200 таких шэжэрэ хранится сейчас в Уфимском научном центре.


         Каждая родословная — исторический документ с печатями института — ученые отдают клиенту копии архивных документов, которые доказывают, что это не «просто бумажка». Такие родословные могут быть доказательством во время судебного процесса, скажем, о праве на наследство. В институт уже обращался человек с просьбой установить свое родство с другим семейством. Архивы это подтвердили…



Предки до Киева Доведут

         За все работы по изготовлению одной родословной Институт берет 5000 рублей. В других крупных российских городах это стоит от 10 тысяч и выше, в зависимости от сложности.


         На каждую родословную может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев. Быстрее всего дело идет, если все предки заказчика — крестьяне, которые жили в одном селе. Корни в городе отыскать труднее — там архивы горели чаще. Когда у заказчика есть какая-то информация, это очень облегчает работу — если знать годы жизни и ФИО своего прадедушки или прабабушки, то легко найти их в метрических книгах и пойти дальше вглубь истории.


         К сожалению, это редкость. В основном клиенты очень мало знают о своих корнях. Так что сроки зависят от массы обстоятельств. Бывает, выясняется, что предки заказчика родом из других мест: Татарстана, Москвы или Украины. Можно попробовать написать письма в местные архивы, но результата они почти не дают. В этом случае часть денег заказчику возвращают или делают шэжэрэ с указанием только тех поколений, которые смогли найти.



Бай или священник?

         Кроме имен и дат жизни иногда удается выяснить о предке интересные подробности, которые есть в документах: в каком году его призвали в армию, до какого чина он дослужился, его профессию, политические взгляды, записи о крупных покупках и судебных разбирательствах.


         Иногда архивы приносят неожиданные сюрпризы. Так, одна из семей узнала, что один из ее далеких предков был старшиной, удалось даже найти его личную печать, которая украсила шэжэрэ потомков. Другой заказчик узнал, что его прапрапрадед получил медаль за смелость из рук самого Кутузова.


         Часто люди не могут поверить, что их предки были баями, муллами или купцами. Это легко объясняется — в советские времена люди скрывали подобное происхождение, чтобы не попасть под «железную руку».


         Интересно, что шэжэрэ заказывают не только башкиры, для которых это традиция, но и татары, русские, чуваши и представители других национальностей. Многие устраивают свои собственные шэжэрэ-байрамы (праздники родословной) — собирают на пир родственников со всей России, чтобы вместе вспомнить своих предков.


         Традциционно шэжэрэ велись только по мужской линии — именно так продолжается род, но по желанию клиентов в документ добавляют и женщин.


         Когда с исторической частью все становится ясно, за дело берутся художники. Каждое шэжэрэ в Институте истории, языка и литературы печатают на цветной бумаге размером 50×70 см и помещают в рамку. Фоном для генеалогического древа может быть узор, фотография родной деревни, башкирской природы или страницы из древней книги. В последнее время заказчики все чаще просят поместить в шэжэрэ фото своих родственников — некоторые находят даже фото прадедушек и прабабушек.


         За два года сотрудники института сделали больше 100 шэжэрэ. Среди заказчиков был вице-президент Академии наук РБ, археолог Нияз Мажитов и родные народного поэта РБ Мустая Карима.



СПРАВОЧНОЕ БЮРО

         Родословные-шэжэрэ у башкир велись издавна. Именно по ним ученые установили факт присоединения Башкирии к России 450 лет назад: в шэжэрэ разных башкирских родов есть записи о походе к «белому царю», который дал им грамоту на владения землями. Шэжэрэ писались на арабском языке. Традиция создания шэжэрэ была прервана после Октябрьской революции.





Альберт ЖДАНОВ
Нажмите, чтобы перейти по ссылке на статью